Элементы народного костюма в современной одежде

Элементы народного костюма в современной одежде

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Насрутинова Лейла Нажмутиновна, Матевосян Ануш Спартаковна

В статье рассматривается возможность интеграции элементов традиционного костюма при проектировании и производстве современной одежды с учетом новых условий жизни. Раскрывается потенциал народного творчества в аспекте обогащения профессионального дизайна и выявления новых востребованных решений в проектировании одежды. Приводятся примеры обращения дизайнеров-модельеров к культурному наследию предков.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Насрутинова Лейла Нажмутиновна, Матевосян Ануш Спартаковна

THE ROLE OF THE NATIONAL COSTUME IN A MODERN DESIGN

The article considers the possibility to integrate traditional costume elements in designing and production of modern clothes taking into account the new living conditions. It reveals the potential of folk art in the professional design enrichment and detection of new demand solutions in clothing design. It gives examples of appeal to the cultural heritage of the ancestors by fashion designers.

Текст научной работы на тему «Роль национального костюма в современном дизайн-проектировании»

ал ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ

Насрутинова Лейла Нажмутиновна

бакалавр, профиль «Дизайн костюма», Московский государственный институт культуры, 141406, РФ, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, 7

E-mail: Leila1992Gluk@yandex. ru

Матевосян Ануш Спартаковна

старший преподаватель кафедры дизайна, Московский государственный институт культуры, 141406, РФ, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, 7

THE ROLE OF THE NATIONAL COSTUME IN A MODERN DESIGN

Bachelor, profile "Costume design", Moscow state Institute of culture, 141406, Russia, Moscow region, Khimki, Bibliotechnaya Street, 7

Senior Lecturer of design Department, Moscow state Institute of culture, 141406, Russia, Moscow region, Khimki, Bibliotechnaya Street, 7

В статье рассматривается возможность интеграции элементов традиционного костюма при проектировании и производстве современной одежды с учетом новых условий жизни. Раскрывается потенциал народного творчества в аспекте обогащения профессионального дизайна и выявления новых востребованных решений в проектировании одежды. Приводятся примеры обращения дизайнеров-модельеров к культурному наследию предков.

Насрутинова Л.Н., Матевосян А.С. Роль национального костюма в современном дизайн-проектировании // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2016. № 6 (28) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/3301

The article considers the possibility to integrate traditional costume elements in designing and production of modern clothes taking into account the new living conditions. It reveals the potential of folk art in the professional design enrichment and detection of new demand solutions in clothing design. It gives examples of appeal to the cultural heritage of the ancestors by fashion designers.

Ключевые слова: дизайн-проектирование, национальный костюм, культурное наследие, инновационные решения, функционализм.

Keywords: design engineering, national costume, cultural heritage, innovative solutions, functionalism.

На сегодняшний день все ещё актуальна проблема отрыва современного проектирования одежды от традиционного костюма, несущего в себе бесценный многовековой опыт целого народа. До сих пор существует нехватка объективных решений для активизации преемственности и развития традиций народного творчества в современном дизайне. Основной упор зачастую делается на сохранение традиционного искусства как части культурного наследия, без его интерпретации и обновления, что превращает уникальные ценности в мертвый музейный экспонат. Целью данной работы является выявление значения народного костюма для модернизации существующих методов формообразования в современном дизайн-проектировании.

В первую очередь, как указывает О. Хованчук в статье «Национальный костюм и традиционный стиль в современной одежде: Россия и Япония», традиционный костюм сегодня используется как сценическая форма песенных и танцевальных коллективов, широко применяется в театральных постановках и кино [3]. Также среди молодежи набирают популярность реконструкции исторических событий, всевозможные квесты и ролевые игры. Реже элементы народного творчества встречаются в коллекциях именитых дизайнеров -как отечественных, так и зарубежных. Большой популярностью, если брать

в пример именно русский народный костюм, у модельеров пользуется образ русской красавицы в традиционном кокошнике и в ярком сарафане. Kenzo, D&G, Valentino, Джон Гальяно, Вячеслав Зайцев, Денис Симачев, Константин Гайдай, Алексей и Анна Бородулины, Алена Лурдье, дуэт Яны и Анастасии Шевченко, Валентин Юдашкин, Алена Ахмадулина, Ульяна Сергиенко -вот неполный список модельеров, вдохновившихся хоть однажды русскими народными мотивами. Пышные юбки, платья в пол, объемные рукава, меха, кружевные и цветастые платки, хохлома, гжель, драгоценная резьба — зачастую именно в виде волшебной сказки понимают «русскость» зарубежные и отечественные дизайнеры.

Однако крой русского народного костюма сам по себе и без пышной орнаментики заслуживает пристального внимания. Впервые в мировой практике к нему, как к функциональной и простой в исполнении одежде, обратилась Надежда Петровна Ламанова — художник-модельер, работавшая в дореволюционной и в советской России, создававшая платья для самой императрицы Александры Федоровны и получившая признание от ведущих европейских модельеров той эпохи. Как упоминают А.И. Коновальцева и Н.М. Воробьева в статье «Художник-модельер Надежда Ламанова — создатель русской школы искусства костюма» [2], деятельность Н.П. Ламановой в послереволюционный период стала отправной точкой для развития швейной промышленности в нашей стране. Тонко уловив схожесть модного в те годы европейского платья и русской рубахи, Н.П. Ламанова сформировала особенный и неповторимый стиль, ставший лучшим примером переосмысления роли народного творчества в промышленном масштабе. В национальном русском костюме Ламанову привлекла целесообразность и упрощенность кроя, безотходность и дешевизна производства, что полностью соответствовало реальным требованиям того времени. Выбор материалов в обнищавшей стране был неказист: суровое полотно, солдатская бязь, ситец. Тем не менее Надежда Петровна сумела по-новому взглянуть на традиционные ткани, обыграть их природную и естественную текстуру. Исходя из возможностей материалов,

Читайте также:  Свитера ручной вязки женские фото

модели Н.П. Ламановой строились на сочетании простых геометрических форм, что характерно для русской рубахи, косоклинного сарафана, душегреи и поддевки. Отсюда ведут свое происхождение столь популярные сегодня низкие проймы, рубашечный рукав, прямой или с ластовицей, и т. д. Совместно со скульптором Верой Мухиной Ламанова издает в 1905 г. альбом «Искусство в быту», ставший отражением концепции «производственного искусства» 20-х гг. Он содержал иллюстрации костюмных ансамблей с подробной инструкцией по их созданию, благодаря чему можно было самостоятельно и без особых растрат сшить современную модную одежду, в основе которой лежали национальные традиции. Оригинальные ансамбли Н.П. Ламановой и В.И. Мухиной, вошедшие в сборник, получили на Всемирной выставке в Париже в 1925 г. Гран-при за национальную самобытность в сочетании с модным направлением.

Россия, как одна из самых многонациональных стран в мире, обладает богатейшим запасом культурных артефактов. Каждый из живущих здесь народов имеет свою уникальную культуру, а соответственно и костюм. Некоторые из них и сегодня носят традиционную одежду, как по особым случаям, так и в быту, не только в силу консервативности понятий и обычаев, но и исходя из её удобства и рациональности. Такие черты как безразмерность, универсальность, многослойность, элементарность кроя, экономный расход ткани характерны для традиционной одежды северных народов России, для народов Северного Кавказа и собственно восточных славян. Каждый элемент национального костюма не случаен и является творческой переработкой накопленного веками опыта: отбиралось все самое практичное, доказавшее удобство в повседневном ношении. В сегодняшнем быстро сменяющемся ритме жизни конструкция народной одежды, удобство которой проверено временем, может стать очень востребованной в виде основы для проектирования промышленных изделий. Традиционные формы костюмов настолько неприхотливы, универсальны и современны, что их можно сочетать

с самыми смелыми решениями, соответствующими новым веяниям времени, последним модным тенденциям.

Подобное слияние традиционности и инноваций, как отмечает Р.Х. Чаббаров в статье «Национально-культурные тенденции в современном дизайне и архитектуре», можно наблюдать в японском дизайне [4, с. 202]. Теоретики японского дизайна воспринимают народное творчество и современный дизайн как нечто единое, удачно комбинируя одно с другим. Японские дизайнеры не только «японизируют» любую информацию, поступающую извне, но и привносят в европейскую моду свое видение одежды, формируют новые стили и направления, что позволяет им считаться одними из самых прогрессивных в сфере дизайна-проектирования. Японский модельер Иссей Мияке создает удобные и современные модели одежды из разработанной им самим плиссированной ткани, вдохновившись традиционным японским искусством оригами.

Японский архитектор Кензо Танге уточнил в своих высказываниях значение традиционности в поиске инновационных творческих решений: «Если в моем творчестве или в творчестве моего поколения сохранились следы традиции, то это потому, что мы не смогли еще полностью развить наши творческие возможности и только еще ищем себя. Я бы ни в коем случае не хотел, чтобы мои произведения казались традиционными» [4, с. 205]. Таким образом, он подчеркивает важность правильного понимания роли традиции как базовых принципов, глубоко изучив и постигнув самую суть которых, можно создавать новые ценностные стандарты.

Работу, направленную на изучение и популяризацию народного костюма необходимо проводить не только ради сохранения памяти о культурном наследии, но в целях активного использования полученных знаний в сфере современного дизайна. Вот что отмечает в своей работе «Традиции в историко-культурном развитии народного костюма» Ольга Азарьевна Бакшаева: «Воспроизводство и трансляция традиционных достоинств народной одежды неотделимы от их переосмысления и обновления. В то же время, творческая

трансформация, преобразование первоисточника основанная на его глубоком изучении позволяет адекватнее донести до аудитории вневременное содержание культуры народного костюма» [1, с. 89]. Национальная одежда у нас в стране сегодня, к сожалению, воспринимается как нечто из далекого прошлого, отжившее себя. Традиционный костюм не может выйти за рамки музейного экспоната, сценической, праздничной одежды, которой не место в обычной жизни. Предлагаемые современными дизайнерами вариации народных мотивов тоже не всегда приспособлены для повседневного ношения. Таким образом, потенциал национального костюма, утилитарность и удобство которого отшлифовывались веками, оказывается не раскрытым в современном дизайне, вопрос использования принципов традиционной одежды в современном дизайн-проектировании остается открытым.

1. Бакшаева О.А. Традиция в историко-культурном развитии народного костюма. — Нижний Новгород.: Изд-во НГПУ, 2012. — 160 с.

2. Коновальцева А.И., Воробьева Н.М. Художник-модельер Надежда Ламанова — создатель русской школы искусства костюма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=304 (дата последнего обращения: 03.06.2014)

Читайте также:  Одежда терской казачки

3. Хованчук О. Национальный костюм и традиционный стиль в современной одежде: Россия и Япония [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.jp-club.ru/nacionalnyj-kostyum-i-tradicionnyj-stil-v-sovremennoj-odezhde-rossiya-i-yaponiya/ (дата последнего обращения: 26.10.2015)

4. Чаббаров Р.Х. Национально-культурные тенденции в современном дизайне и архитектуре // Известия Уральского государственного университета. 2011. — № 3 (92). — С. 201-206.

Ключ к самобытности

Варвара родилась в Омске и с раннего возраста увлекалась шитьем — уже в 13 лет сшила себе русские сарафан и рубашку. Увлечение не было случайным: в подростковом возрасте она записалась в одну из детских фольклорных студий (фольклорно-этнографическая студия, которая занимается изучением и сохранением народных традиций – прим.), где узнавала о традициях народов России через танцевальное и музыкальное творчество. Так, она заинтересовалась и национальной одеждой, когда с ансамблем выступала в сибирских деревнях. Каждый раз ребята шили национальные костюмы той местности, где планировалось выступление.

После окончания школы Варвара решила и дальше развиваться в направлении народного творчества, поступив в колледж культуры и искусства в Омске.

"У фольклориста, как и в любой другой профессии, есть зона своих интересов. Для меня это стал традиционный костюм", — вспоминает предпринимательница. Эти наряды отличаются многоузорной вышивкой, простотой линий и богатой игрой складок. Именно в них, по признанию Зениной, она увидела "ключ, который позволит человеку выразить свою аутентичность".

Косоворотки от маленького ателье

В 2006 году Варвара переехала в Москву и заметила, что в столице почти нет одежды с элементами русской народной культуры. Так, она решила открыть маленькое домашнее ателье и начала с пошива мужских рубашек косовороток (рубахи с боковым, а не серединным разрезом – прим.)

"Меня побудило не только отсутствие конкуренции на рынке, всегда хотелось делать нормальную традиционную русскую одежду, а не китч — массовую продукцию, с обычной формой и примитивным содержанием, рассчитанную на невзыскательный вкус и моду", — пояснила она.

Спрос на этот товар, почти не представленный на отечественном рынке, подтвердился. "Приобретали эти рубахи десятками", в основном — фольклорные коллективы и театральные деятели. Клиенты узнавали об ателье благодаря "сарафанному радио", а свои лучшие работы Варвара размещала в социальных сетях. Дизайнеру дело приносило "стабильную, но небольшую прибыль".

Бум на русскую идентичность

Однако в 2014 году для Варвары все кардинально поменялось. По словам предпринимательницы, спрос на ее одежду в разы повысился благодаря стратегии импортозамещения, ставшей приоритетной для российского правительства после санкций западных стран в отношении России.

Дизайнер поняла, что "нужно ловить момент" и более активно заниматься продвижением. Так, она вложила 200 тыс. рублей в производство новых косовороток, сделав до пяти новых расцветок. А затем в том же году поехала представлять "товар лицом" на одно из ключевых для своей сферы мероприятий — фестиваль "Томский этнофорум".

"Изначально мы задумали проект как нишевую историю для людей, разделяющих традиционные ценности. Но на мероприятии поняли, что косоворотки интересны людям, которые далеки от темы фольклора. Так, нашими рубашками заинтересовались старообрядцы, хипстеры, рестораторы, музыканты, хореографы и даже врачи", — вспоминает дизайнер.

После показа мод в Томске на Варвару "посыпались заказы" и вскоре стало понятно, что домашнее ателье не способно выполнить такой объем. В итоге дизайнер запустила контрактное производство (выпуск продукции на заказ на мощностях независимого изготовителя – прим.), увеличив производство до 2 тыс. косовороток ежегодно.

Одежда от поморов

Спустя два года – в 2016 году – предпринимательница решила расширить ассортиментную матрицу, дополнив ее изделиями из русского шерстяного и полушерстяного трикотажа. На них наметился спрос в мире моды. Для запуска новой коллекции она провела целую этнографическую работу — изучала экспонаты в музеях и искала фотографии в архивах. Так, она обратила внимание на костюмы поморов — русского и финно-угорского населения на Белом море и на побережьях северных рек. В дореволюционный период отечественной истории именно они считались законодателями моды, например, первыми в стране начали носить шейный платок и клетчатые рубахи.

Дизайнер нашла фото XX века, где неизвестный житель Унского посада Архангельской губернии запечатлен в свитере с архаичным жаккардовым вязанием, которое выполняют по лицевой глади, нанося геометрические фигуры и узоры. В то время такой предмет гардероба назывался бузурункой — короткой шерстяной фуфайкой.

Варвара смоделировала свитер в оригинальном, как на фото, красно-сером цвете и в том же году запустила производство. После расширения производства она зарегистрировала одноименную торговую марку "Varvara Zenina". В то же время бренд заметили глянцевые издания, публикации в которых принесли дизайнеру новых клиентов – топ-менеджеров крупных компаний.

Собственное производство

Но не было так гладко, в конце 2018 года у предпринимательницы возникли сложности с производством.

"Мы стали получать огромное количество брака с аутсорсинговых производств. Доля от общего числа доходила до 30%. Изменить что-либо по договору было невозможно: если ты заказываешь одежду со сложными швейными узлами, характерными жаккардовому вязанию, то тебя не очень хотят в клиенты. Ведь проще быстро нашить простыни и быстро на этом заработать. Прийти в маленькие цеха мы не могли, там достаточно высокая стоимость (пошива одного изделия), и мы не укладывались в наш бюджет. А в больших цехах не получалось контролировать качество", — поясняет предпринимательница.

Читайте также:  Как пользоваться щеткой для замшевой обуви

В какой-то момент Варваре стало "стыдно продавать получившиеся изделия". Дизайнер все взвесила и решилась на собственное производство в конце 2018 года. Для поиска помещения она воспользовалась "Бизнес-навигатором МСП" (разработан Корпорацией МСП для помощи предпринимателям в открытии или расширении своего дела — Прим. ТАСС).

"На портале я без проблем нашла помещение в одном из недействующих цехов "Электрозавода" в Москве. Вообще портал – это очень удобный ресурс, где есть объявления об аренде и продаже офисов, можно узнать их стоимость, посмотреть расположение на карте города и все это бесплатно", — рассказывает Варвара.

Арендная плата за помещение составила 50 тыс. рублей в месяц. Кроме того, дизайнер сразу наняла на постоянную работу семь мастеров по пошиву одежды, а также команду из трех человек для продвижения коллекций. Свое независимое производство помогло намного быстрее воплотить в жизнь дизайнерские решения, ведь теперь процесс пошива был "прямо на глазах". Так, Варвара начала отшивать куртки, пальто, женские блузки и сарафаны. Сегодня они продаются по единой цене — 4 тыс. рублей.

"У нас даже сформировался целый пул клиентов, человек двадцать пять, у которых гардероб состоит только из нашей одежды", — делится успехами дизайнер.

Сегодня заказы, как индивидуальные, так и массовые, например, для творческих коллективов, поступают со всей России. Около 10% от общего объема производства идет на экспорт — во Францию, Бельгию, Германию, преимущественно для русских эмигрантов.

Конкуренции Варвара не боится, хотя сталкивается с тем, что ее копируют. "С момента нашего существования нас скопировали раз 20. Даже была такая забавная история, когда у одного скопировавшего нас деятеля спросили: "У вас косоворотка "Varvara"? И он ответил: "Да, "Varvara", только сами сшили". Это ли не успех", — смеется предпринимательница.

Варвара считает, что ее главное преимущество в том, что она не просто визуально копирует традиционную русскую одежду, но и адаптирует архаичный костюм к современной моде, постоянно отслеживая новые тенденции и стили.

В планах у дизайнера в ближайшие два года расширить производство и перейти порог микробизнеса, став малым предприятием. Сейчас ее оборот составляет несколько десятков миллионов рублей. "Как бизнес мы уже "взлетели", главное – продолжать этот "полет", — убеждена предпринимательница.

Беседовали Наиль Шахвалиев, Юлия Ермилова

Традиционный костюм – уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии народа. В традиционном костюме пересеклись мировоззренческие и эстетические представления народа, утилитарность и декоративность. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь новым условиям жизни его носителя. На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций. Вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и всегда интересовал исследователей и художников-практиков. Народный костюм вдохновляет на создание высокохудожественных произведений искусства многих художников – текстильщиков, керамистов, ювелиров, дизайнеров одежды и др. Современный специалист в области дизайна одежды не должен оставаться равнодушным к тем достояниям культуры, которые веками создавал народ. Прежде чем создавать произведения по народным мотивам, художник тщательно изучает первоисточник, стараясь войти в самую плоть структуры ткани или вышивки, особенности колорита или осмыслить принципы кроя. Важным фактором при создании костюма являются ассоциативные представления. Они позволяют достичь разнообразия видимого образа, новизны решения. Использование традиций народного костюма при моделировании современной одежды – один из наиболее интересных и перспективных путей в области дизайна, завоевавших устойчивую популярность. В течение столетий отшлифовывались и согласовывались традиционные элементы, отметалось все случайное и сохранялось только самое понятное, доступное, близкое людям, вкладывавшим в тот или иной костюм свои понятия о красоте. Необходимо отметить особую значимость цветового кода, являющегося одним из важнейших элементов, участвующих в создании модели мира. Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, донёсший традиционные элементы кроя, орнамента, материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Ссылка на основную публикацию
Шьем из старых джинс
Куда деть старые джинсы? Наверное, рано или поздно такой вопрос встает перед каждым поклонником этой одежды. Любимые джинсы нередко занашиваются...
Школьная форма для выпускниц
Школьная форма на последний звонок в советском стиле Последний звонок – ответственный и важный день в жизни каждого выпускника. Это...
Школьные гольфы для девочек
17 шт. Выбираем гольфы для девочки Гольфы для девочек в школу - это не только элемент формы, но и удобная...
Шьем новогодний костюм мальчику
В преддверии Новогодних праздников у родителей маленьких мальчиков возникает вопрос, в каком костюме будет их ребенок выступать у елки. Карнавальных...
Adblock detector